2003 – 2024 годы
В 2003 году Юго-Восточная железная дорога стала филиалом ОАО «Российские железные дороги». По итогам работы за 2003 год дорога была признана победителем в отраслевом соревновании и награждена знаком и почетным дипломом. В этом же году в локомотивное депо Ртищево поступили первые тепловозы ТЭП70 для использования в пассажирском движении. Еще одно важное событие года – в декабре была завершена электрификация участка Старый Оскол – Валуйки. На станции Кочетовка состоялась сдача в эксплуатацию 38-го обводного пути Южной системы, позволившего увеличить пропускную способность станции, а также решить ряд других важных задач, связанных с эксплуатационной деятельностью. Завершилось техническое перевооружение станции Старый Оскол.
На ЮВЖД проделана большая работа по совершенствованию технологии перевозок, ресурсосбережения, обновления и развития средств железнодорожной автоматики и телемеханики. Реализованы инвестиционные программы по развитию и модернизации инфраструктуры, в том числе станций Белгород, Старый Оскол, Лиски, Елец.
Завершилось оборудование локомотивов, обслуживающих главный ход магистрали, системами автоведения. После реконструкции открыты обновленные вокзалы на станциях Сампур, Мучкап, Белгород, Обловка, Жердевка, Лиски, Поворино, Кирсанов, Тамбов, а также новый вокзал в Воронеже – Воронеж-Южный.
Открыта реконструированная станция Подгорное. Масштабная реконструкция станции прошла в рамках реализации проекта по строительству в поселке Подгоренский нового высокотехнологичного цементного завода.
В 2016 году на магистрали было открыто скоростное движение. На сегодняшний день самый быстрый поезд – с двухэтажными вагонами – идёт из Москвы в Воронеж 6 часов 25 минут. Он пользуется заслуженной популярностью у пассажиров: в каждый рейс состав уходит заполненным на 90%.
В конце 2017 года – на год раньше запланированного срока – было запущено движение пассажирских поездов на новой железнодорожной линии Журавка – Миллерово и тем самым поставлена точка в реализации одного из крупнейших и стратегически значимых для страны инфраструктурных проектов последнего времени. На территории ЮВЖД уложено более 50 км пути, выполнена реконструкция станции Журавка и построены две новых – Зайцевка и Сергеевка. Всего на новом участке возведено 98 искусственных сооружений, отсыпано более 40 млн кубометров земляного полотна и уложено 277 км звеньевого верхнего строения пути.
В 2018 году был открыт новый вокзал Воронеж Южный на станции Придача, реконструированы вокзалы станций Кирсанов и Тамбов.
По итогам работы в 3 квартале 2018 года ЮВЖД заняла второе место в сетевом соревновании ОАО «РЖД». А уже во втором квартале 2019 года ЮВЖД стала лучшей на сети.
В апреле 2019 года «Поезд Победы» отправился в поездку, посвященную 74-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Курсировали ретропоезда с экскурсионными группами, открылась экспозиция железнодорожной ретротехники на вокзале станции Воронеж-1.
Пригородные электропоезда ЭП3Д были запущены в Липецкой и Воронежской областях.
В сентябре из Воронежа в порт Новороссийск отправился первый на ЮВЖД контейнерный флексипоезд. Работа по наращиванию перевозки наливных грузов флексипоездами в порт Новороссийск была продолжена и в 2020 году.
Начало 2020 года было ознаменовано новой победой дороги – ЮВЖД стала лидером сетевого соревнования ОАО «РЖД» по итогам работы в 2019 году.
Модернизация инфраструктуры продолжилась масштабным техническим перевооружением локомотивного ремонтного депо Елец. Оно введено в эксплуатацию в июне.
Помимо этого, закончена масштабная модернизация станции Чугун-2, которая теперь может обрабатывать длинносоставные поезда. Станция обслуживает крупнейший в России Новолипецкий металлургический комбинат, и решение о ее реконструкции было принято в связи с увеличением выпуска предприятием продукции и наращиванием объемов потребляемого им сырья и материалов.
Самым масштабным туристическим проектом Юго-Восточной железной дороги и пригородной компании «Черноземье» в 2021 году, который поддержало правительство Воронежской области, стал «Графский поезд». Это экскурсионный состав на паровозной тяге. Он курсирует в Воронежской области по маршруту Воронеж – Графская – Рамонь. Ретропоезд приобрел огромную популярность и успел стать визитной карточкой региона. В рамках этого проекта юговосточники провели переустройство в ретростиле пяти пассажирских платформ на участке Графская — Рамонь, полностью обновили вокзальный комплекс на станции Графская и открыли Туристический информационный центр на станции Воронеж-1.
По результатам работы за 2021 год дорога вновь стала лидером среди стальных магистралей России (подробнее о победах ЮВЖД).
В 2023 году серьезный импульс получило развитие туристического движения на ЮВЖД . Помимо знаменитого воронежского «Графского поезда», который по итогам года удостоился главной награды Всероссийской туристской премии «Маршрут года», был запущен еще ряд интересных экскурсионных проектов.
Новый туристический маршрут Старый Оскол – Сараевка был открыт 5 февраля – в день 80-летия освобождения города Старый Оскол от немецко-фашистских захватчиков. Это дань памяти подвигу строителей 95-километровой Дороги мужества Старый Оскол – Сараевка, построенной всего за 32 дня в 1943 году.
В апреле туристический состав «Бобрёнок» начал пассажиров из Воронежа в природный биосферный заповедник имени В.М. Пескова. Желающих посетить «Бобровый городок» доставляет современный рельсовый автобус РА-2 с тремя вагонами.
В октябре 2023 года по новому туристическому маршруту Белгород – Поныри (Курская область), открытому в честь 20-летия ОАО «РЖД», начал курсировать современный электропоезд ЭП2Д.
Продолжается реализация межобластного проекта «Соединяя Черноземье». Помимо ускоренных поездов Воронеж – Курск и Воронеж – Белгород, пользующихся заслуженной популярностью у пассажиров, в 2023 году были открыты не менее популярные маршруты Воронеж – Тамбов и Воронеж – Липецк.
Большое внимание на дороге уделяется объектам, включенным в Генеральную схему развития сети железных дорог ОАО «РЖД» на период до 2035 года. В 2024 году в соответствии с данной схемой продолжаются проектные работы по электрификации участка Ртищево – Кочетовка, специализация которого – грузовое движение, и направления Ожерелье – Узловая – Елец (специализация – пассажирское движение). Данные проекты будут реализованы до 2030 года и 2032 года соответственно.
В 2024 году на ЮВЖД торжественно открыли движение по обводному пути Благодатка – Дубасовский (Саратовская область). Новая ветка протяженностью 1350 м, уложенная в обход райцентра Ртищево, обеспечит дополнительный пропуск 10 млн грузов в год к портам Азово-Черноморского бассейна. Кроме того, поезда будут доставлять грузы из Пензы в Саратов на 2 часа быстрее.
Сегодня Юго-Восточная ордена Трудового Красного знамени железная дорога является одним из важнейших звеньев в транспортной сети России. Находясь на перекрестке транспортных артерий страны, связывает север с югом, Сибирь с западным зарубежьем.
Здесь же пересекаются и основные пассажирские потоки. На своих рельсах она несет уголь, лес, нефть, руду, удобрения, стройматериалы, станки и оборудование. Дорога обслуживает перевозками богатейшую житницу России – Центрально-Черноземный регион. Урожайные нивы Воронежской, Белгородской, Липецкой и Тамбовской областей, а также частично Саратовской, Пензенской, Рязанской, Тульской, Курской и Волгоградской полнят отборным зерном и сладкой продукцией хлебные и сахарные маршруты. Новолипецкий и Оскольский металлургические комбинаты дают промышленности страны ее главный «хлеб» – металлопрокат из местной высококачественной руды Курской магнитной аномалии.