Как все начиналось?


 


ЮВЖД – одна из старейших магистралей России

Протокол 4 сентября.jpgГодом основания Юго-Восточной железной дороги принято считать 1866 год, когда 4 сентября на станцию Козлов (ныне Мичуринск) прибыл первый поезд из Москвы. Инициаторами строительства линий ЮВЖД выступали Воронежское, Тамбовское, Борисоглебское, Кирсановское, Елецкое, Саратовское, Курское земства и войсковое начальство области войска Донского. Основными организаторами строительства были предприниматели П. Г. фон Дервиз, С. С. Поляков и П.И. Губонин. В протоколе, подписанном фон Дервизом, отмечалось: «Сего сентября 4 дня 1866 года в час по полудню прибыл из Рязани в Козлов (ныне Мичуринск) первый пассажирский поезд Рязано-Козловской железной дороги, которым и открыта эта дорога, согласно распоряжению, данному Правительством».

В феврале 1868 года было открыто движение на участке Козлов – Воронеж, в августе того же года – на участке Елец – Грязи. В декабре 1869 года поезда отправились от Козлова до Тамбова и от Грязей до Борисоглебска. Вскоре возникла необходимость продлить дорогу на юг, к донецким угольным месторождениям. Организацию строительных работ взяло на себя Воронежское земство.

28 ноября 1871 года было открыто регулярное движение поездов от Воронежа до Ростова. В том же году были введены в эксплуатацию участки Борисоглебск – Царицын, Отрожка – Шахтная.

В 1893 году было организовано акционерное общество Юго-Восточных железных дорог. Оно возникло в результате слияния двух крупных железнодорожных компаний Грязе-Царицынской и Козлово-Воронежско-Ростовской железных дорог. Вновь созданному укрупненному обществу были переданы в аренду казенные участки Донецкой и Орлово-Грязинской железных дорог. После организации общества, в состав которого вошло 1,8 тыс. верст эксплуатируемых линий, развернулось строительство трех магистралей, а именно Восточно-Донецкой, Харьково-Балашовской и линии Елец – Валуйки, общей протяженностью 1,5 тыс. верст.

В 1894 году открыты для движения линии Балашов – Камышин, Ртищево – Сердобск, Елец – Лебедянь, Богоявленск – Сосновка, Воронеж – Курск. В 1895 году сдана в эксплуатацию линия Харьков – Балашов, а в 1896 году – участки Ртищево – Таволжанка и Таловая – Калач. В 1897 году завершилось строительство линий Графская – Анна и Елец – Валуйки. К концу XIX столетия определилась сеть почти всех линий ЮВЖД.


1917-1940 годы

Первая мировая и гражданская войны нанесли большой урон магистрали. На железной дороге царила разруха: только 30% паровозов было пригодно к работе, разрушено 78 из 98 крупных мостов, уничтожено 1225 служебных и жилых зданий, 67 депо и мастерских, 200 верст рельсов. Правительство Советской России делало все возможное для восстановления дороги как главной артерии, снабжавшей Москву и Петроград продовольствием, и обеспечивающей промышленность углем Донбасса и нефтью Закавказья. Читать дальше


 

1941-1945 годы

В суровые годы Великой Отечественной войны дорога стала сначала прифронтовой, а затем и фронтовой. С первого дня войны Юго-Восточная железная дорога начала работу в особых условиях мобилизации, а с осени 1941 года начались почти непрерывные налеты вражеской авиации на железнодорожные станции. Читать дальше


1945 - 2002 годы

В послевоенные годы работники дороги прилагали все усилия к обеспечению перевозок, связанных с восстановлением и дальнейшим развитием промышленного производства и сельского хозяйства в Центрально-Черноземном регионе и в целом по стране. К концу 1950 года были восстановлены все искусственные сооружения и технические устройства, а также многие вокзалы. Читать дальше


2003-2024 годы

В 2003 году Юго-Восточная железная дорога стала филиалом ОАО «Российские железные дороги». По итогам работы за 2003 год дорога была признана победителем в отраслевом соревновании и награждена знаком и почетным дипломом. В этом же году в локомотивное депо Ртищево поступили первые тепловозы ТЭП70 для использования в пассажирском движении. Еще одно важное событие года – в декабре была завершена электрификация участка Старый Оскол – Валуйки. Читать дальше