Вокзал станции Белгород
История
История вокзала железнодорожной станции Белгород начиналась как первый этап строительства Курско-Харьково-Азовской железной дороги, завершившийся 6 июля 1869 года открытием пассажирско-товарного движения на участке от Харькова до Курска через станцию второго класса Белгород.
Железнодорожная станция и вокзал Белгород построены в 1869-70 годах на линии, соединившей губернские города Курск и Харьков. Небольшой уездный городок Курской губернии Белгород, насчитывающий едва ли 12 тысяч жителей «обоего пола», получил возможность развития как железнодорожный узел.
Вокзал, построенный в 1870 году, представлял из себя небольшое двухэтажное здание из кирпича, имевшее два входа-выхода, первый из которых вел на высокую платформу, расположенную справа по прибытию поездов из Курска, второй выходил на привокзальную площадь помпезным парадным подъездом, вершина которого служила балконом.
Московско-Курско-Харьковская линия Южных железных дорог в конце 19 века считалась наиболее оживленной в пассажирском движении. Причинами этого было выселение малоземельных крестьян в Крым, на Кавказ, на Волгу и в Сибирь. Подобно потоку реки пассажиропоток переселенцев заполнял вокзальные платформы для пассажиров 4-го класса, перехлестывая через край на привокзальную площадь в конце весны и лета.
Превращение станции в крупный железнодорожный узел повлекло за собой значительный рост городского населения Белгорода, которое в свою очередь было связано с ростом торговли и промышленности. Перепись 1897 года констатировала увеличение населения города до 22 тысяч человек. Появилась необходимость строительства нового пассажирского железнодорожного вокзала, отвечающего требованиям времени.
Переустройство вокзала, связанное ростом пассажиропотока, велось в двух направлениях посредством пристройки одноэтажных крыльев. До 1908 года левое и правое крыло вокзала состояли их трех одинаковых пролетов, а в 1911 году насчитывали уже по шесть пролетов. В крыльях были размещены залы для пассажиров и вокзальная инфраструктура, включавшая буфет, книжный киоск, почтово-телеграфное отделение, дамскую уборную и приемный покой дежурного врача. Новый вокзал обслуживал пассажиров четырех направлений: харьковского, курского, волчанского (купянского) и сумского.
Среди 259-ти уцелевших после гражданской войны и немецкой оккупации каменных строений, имеющих два этажа, значился по данным статистики и железнодорожный вокзал Белгород.
Современность
В настоящее время вокзал Белгород является внеклассным и представляет собой двухэтажное здание с восьмиэтажной пристройкой административного корпуса.
- Общая площадь здания вокзала – 7720,80 м2, вокзального комплекса – 28250,0 м2;
- Общая расчетная вместимость вокзала составляет – 1500 пассажиров. Для посадки и высадки пассажиров имеются перрон и 5 посадочных платформ;
- Вокзал расположен на главном ходу Южного направления, по которому следуют поезда из Москвы, Санкт-Петербурга;
- Через вокзал в летний период проходят 18 пар пассажирских поездов и 25 пригородного сообщения, в зимний: 13 пар пассажирских поездов и 1 пара пригородного сообщения;
- На вокзале имеется 8 билетных касс дальнего следования и 4 – пригородного;
- Комнаты отдыха размещены на 8 этаже;
- На 2 этаже имеются два зала ожидания для пассажиров – зал ожидания на 90 мест и зал «Комфорт» на 60 мест. Зал «Комфорт» оборудован диванами, оснащён кондиционером, ТВ;
- Дополнительно для пассажиров установлено 201 место для сидения;
- В цокольном этаже расположена автоматическая камера хранения на 48 ячеек;
- На вокзале имеются кафе, киоски по продаже периодической печати, киоски по реализации продуктов питания, сопутствующих товаров, сувенирной продукции, медпункт, зал для официальных лиц и делегаций;
- Комната для инвалидов-колясочников с санитарным узлом расположены на 1-м этаже административного здания вокзала;
- На вокзале организована услуга по доставке малогабаритных пассажирских отправок.